Выдающиеся личности Республики Бурятия

Пеохон Петров (1866-1943)

Пеохон Петрович Петров родился в улусе Хадахан Аларского (ныне Нукутского) аймака Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области.
В 1934 г. в улусе открылся первый и единственный в ту пору в аймаке колхозный музей. Пеохон Петрович избирается членом его совета. Он не только собирает разнообразные экспонаты по истории, быту, религии, культуре бурят, но и проводит среди посетителей, в особенности среди молодых, беседы и консультации.
Самым значительным произведением, записанным у Пеохона Петровича, является "Абай Гэсэр". Эпопея зафиксирована И.Н. Мадасоном в течение 1940-1960 гг., выпущена отдельной книгой в 1960 г. в Улан-Удэ. Это первое в бурятской фольклористике научное издание поэтического произведения, насчитывающего 12536 стихотворных строк.

Папа Тушемилов (1877-1954)

 Папа Михайлович Тушемилов родился в 1877 г. в улусе Баян Желга Балаганского уезда Иркутской губернии.
Папа Михайлович воспринял исполнительские традиции бурятских сказителей в их классической форме, идущие, по крайней мере, с XVII-XIX вв. В своей же сказительской практике, продолжавшейся свыше шестидесяти лет, он пропагандировал многовековое устное творчество бурят.
Репертуар Тушемилова был колоссальным. Он помнил наизусть свыше 30 эпических сказаний, среди которых были улигеры "Гэсэр", "Аламжи мэргэн", "Хараасгай мэргэн", "Алтан шагай мэргэн". Сказитель хорошо знал около 100 сказок (многие - в стихотворной форме), десятки легенд, преданий, загадок, благопожеланий, песен, пословиц и поговорок. По свидетельству С.П.Балдаева, для того, чтобы записать одни лишь стихотворные жанры устных произведений у П. Тушемилова, потребовалось бы времени не менее года. Практически его репертуар был неисчерпаем. Папа Михайлович исполнял улигеры от начала до конца пением и речитативом, мастерски аккомпанируя себе на хуре.

Апполон Тороев (1893-1981)

Это был удивительный человек. Народный певец. Музыкант. Поэт. Сказитель-улигершин. Сказочник. Неутомимый пропагандист устной поэзии бурят. Общественный деятель. Три четверти века пел песни о родном крае, о его славных тружениках
Аполлон Андреевич Тороев родился 14 декабря 1893 г. в улусе Шунта Боханского аймака Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области. В семнадцатилетнем возрасте, в 1910 г., при несчастном случае Аполлон Андреевич Тороев повредил глаза и потерял полностью зрение. С тех пор его стихией стали песни, сказки. Заслуга  А. Тороева в том, что он сумел сохранить от забвения немало ценнейших образцов народной поэзии, неповторимых памятников культуры своего времени.
Творчество А. Тороева - интересное явление в художественной культуре бурят. Оно представляет связующее звено между фольклором и литературой,- в этом его своеобразие, обусловленное эпохой. Всего Аполлоном Андреевичем издано на бурятском и русском языках 20 книг.

Барнашка (Биртагаев)

Об этом удивительном человеке сложилось немало преданий и рассказов, особенно в Ольхоне, Кудинско-Ленском крае и Байкало-Кударе. Барнашка - родом из Ольхона, родился в улусе Шулута недалеко от нынешнего райцентра Еланцы в XIX в.
Барнашка имел шаманское происхождение (утха) и шаманил, исполняя некоторые требы. Прославился он как предсказатель, оракул. Правда, слава пришла позднее, после смерти, когда его предсказания сбылись. Считают, что Барнашка предсказал революцию, гражданскую войну, изменение образа жизни и культуры бурят, войну 1941-1945 гг. и т.п.
Ниже приведены некоторые его предсказания.
1. Нынешние богачи (первых десятилетий ХХ в.) разводят хозяйство, строят и накапливают деньги. Все их богатство пропадет, сами они попадут в трудные места, где будут мерзнуть и голодать, от их усадеб ничего не останется, кроме двух-трех столбов. (Подтверждение: национализация собственности, раскулачивание, репрессии 30-х гг., растаскивание имуществ состоятельных людей).
2. Появятся однорогие черти, которые расправятся с богачами и отправят их в чужие холодные края. (Подтверждение: милиционеры, чекисты в шапке-буденовке в годы раскулачивания и репрессий).
3. Придет время, когда люди не будут разводить огонь, не нужны будут печи и котлы. Люди будут брать огонь с потолка, со стен. (Подтверждение: электричество).
4. Люди перестанут ездить на лошадях, телегах. Появятся железные кони, которые не будут нуждаться в траве и сене. Будут ездить на одних колесах. (Подтверждение: автомашины, трактора, велосипеды, мотоциклы.)
5. В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но говорящие и поющие. (Подтверждение: радио.)
6. Домашние животные не будут умножаться, так как во внутренностях их появятся черви. (Подтверждение: бруцеллез и другие заболевания скота.)
7. Буряты будут редеть. (Подтверждение: начиная с русско-японской войны 1905 г. по 40-е гг. численность бурят, действительно, уменьшилась. В начале ХХ в. их было свыше   300 тыс., 1939 г.- не более 250 тыс.)
Память о Барнашке жива в народе. Об этом свидетельствует, в частности, следующий факт. В конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия в Ольхонском районе почти повсеместно обновились священные места - так называемые бариса. Здесь были сооружены новые сэргэ (коновязи). Барнашка в виде духа (альбин бэерээ) носится на белом коне по всему району. Это увидел во сне 90-летний старик из улуса Хатур, русский по национальности, но знающий бурятский язык. Барнашка, якобы, пожаловался ему, что нигде нет сэргэ, чтобы привязать коня и отдохнуть. После этого старик первый на Ольхоне поставил сэргэ в честь великого шамана-предсказателя.

Пандидо-Хамбо-Ламы

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна обнародовала религиозный манифест, согласно которому Российское правительство официально разрешило буддийские проповеди, деятельность буддийских монахов на территории Бурятии, а ламы освобождались от всех податей и повинностей. Благодаря императорской реформе, поднялся авторитет лам и хувараков, быстро росло количество дацанов и дуганов. Большинство известных в Бурятии дацанов появилось в XVIII и XIX вв.
Приводим имена всех Пандидо-Хамбо-лам, начиная со времени появления этого института в Бурятии.
1. Дамба-Даржа Заягийн (Заяев) - 1764-1777.
2. Содномпил Хэтэрхэйн - 1778-1780.
3. Лувсан-Жимба Ахалдайн - 1780-1797.
4. Дэмчиг Иши-Жамсуев - 1797-1809.
5. Гаван Иши-Жамсуев - 1809-1839.
6. Чойбон-Доржо Иши-Жамсуев - 1839-1868.
7. Сэндэлэг Ванчиков - 1860-1872.
8. Чойе Василиин - 1872-1873.
9. Шойдор Мархайн - 1873-1878.
10. Дампил Гомбоев - 1878-1896.
11. Чойзон-Доржо Иролтуев - 1896-1911.
12. Даша-Доржо Этигэлов - 1911-1918.
13. Намжил Лайдапов - 1918-1919.
14. Гуро Цыремпилов - 1919-1922.
15. Цэнгужаб Баниев - 1922-1925.
16. Данжа Мунхэжапов - 1925-1932.
17. Лубсан-Нима Дармаев - 1947-1956.
18. Иши-Доржо Шарапов - 1956-1963.
19. Жамбал-Доржо Гомбоев - 1963-1980.
20. Жимба Эрдынеев - 1980-1990.
21. Мунхэ Цыбиков - 1990-1992.
22. Жамьян Шагдаров - 1992-1993.
23. Чой-Доржо Будаев - 1993-1995.
24. Дамба Аюшеев – с 1995 г.

Иван Васильевич Ченкиров  (1898-1991)

Родился в селе Корсаково Кабанского района.
В 1923-1924 гг. И.В. Ченкиров работал председателем исполкома Тункинского аймака, а затем Эхирит-Булагатского аймака БМАССР. В 1925-1927 гг. находился в Москве в качестве постоянного представителя ЦИК Бурят-Монголии при Президиуме ВЦИК БМАССР. Одновременно был наркомом внутренних дел, позднее - наркомом финансов республики. В 1929-1930 гг. работал в Монголии по линии Коминтерна.
В качестве члена Экономсовета и консультанта монгольского правительства участвовал в выработке закона о конфискации феодального имущества, в создании первых товариществ по животноводству, в составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, занимался организацией кооперативно-государственной торговли Монголии.

Георгий Георгиевич Данчинов  (1894-1954)

В 1921-1922 гг. Данчинов являлся секретарем монгольского отдела секции восточных народов Сиббюро РКП (б), секретарем монгольской секции Дальневосточного секретариата Коминтерна (ИККИ). По поручению этих органов помогал монгольским революционерам в период их пребывания в Иркутске. Участвовал в разработке и выполнении практических мер по оказанию помощи монголам в борьбе с белогвардейскими бандами Унгерна. За активное участие в монгольском революционном движении, Г.Г. Данчинов был награжден орденом Боевого Красного знамени МНР.
В 1922-1923 гг. Данчинов принимал активное участие в создании бурятской автономии, сначала автономных областей, затем автономной республики. В 1922-1927 гг. являлся председателем Главсуда, наркомом юстиции, прокурором республики

Цэдэн-Еши Дашбалын  (1895-1941)

Родился в 1895 г. в хошуне Гочит (ныне Бичурского аймака) Бурятии. С середины 1920 г. Цэдэн-Еши Дашбалын начал помогать монгольским революционерам. Он оказывал всяческое содействие Сухэ-Батору и его товарищам в период их пребывания в Верхнеудинске и Иркутске, выполнял их ответственные поручения. Во Временном революционном правительстве Монголии работал советником по финансовым вопросам, занимался учетом и распределением товарных запасов, отвечал за их хранение.
После победы народной революции в Монголии, Цэдэн-Еши Дашбалын принимал активное участие в работе партийных и государственных органов новой Монголии. Являлся членом Центрального комитета МНРП. Работал заведующим контрольно-ревизионной комиссии ЦК партии, членом Экономсовета страны, председателем Правления монгольских кооперативов, торговым представителем МНР в СССР.
 
Сандагдоржи Жамбалын  (1899-1926)

Родом из хошуна Бодонгут (ныне Бичурского аймака) Бурятии. С. Жамбалын участвовал в работе I съезда Монгольской народно-революционной партии в Кяхте. В сентябре 1920 г., ездил в Москву в составе делегации монгольских революционеров, участвовал в переговорах с представителями Советской России. В годы народной революции и в первые годы после революции заведовал финансовым отделом Монгольской народно-революционной армии.
 
Дугаржаб Бадмын (1899-1942)

Родился в местности Тугнэ Цолгинского сомона Бурят-Монголии. Он в совершенстве владел монгольским и русским языками. В 1923-1924 гг. работал в управлении 5 бурятских хошунов, созданных в приграничных местностях Монголии.
В 1924 г. Бадмын Дугаржаб принял подданство Монголии. В 1924-1926 гг. являлся сотрудником книгохранилища Комитета наук МНР, переводчиком в ЦК МНРП, в 1926-1929 гг. - член ЦК МНРП, заведующий отделом ЦК этой партии.

Молон-Багша  (1769-1854)

Молон Багдагаров родился в 1769 г. в улусе Ульдурга Еравнинского района Республики Бурятия. С детства Молон удивлял людей умением предсказывать. Когда многое из сказанного становилось явью, люди стали  ему верить.
Приводим несколько примеров из его сбывшихся предсказании.
На этой благодатной земле как солнце будет сиять Учение Будды, в каждом доме будет гэбши, в каждом улусе будет габжа (степени учености буддийских монахов). Царь проедет мимо нас. Справедливый человек будет сидеть у двери. Вор-мошенник будет сидеть в кресле. Придет время, когда не будет мое и твое. Железо покроет землю как змея. Придет время, когда ядовитые змеи будут поедать свою мать. Придет время, когда пестрые змеи будут поедать друг друга. Церковные колокола, висячие на тонкой веревке, оторвутся. Как прекрасны дацаны, но почему-то изнутри торчат лошадиные уши. Придет время слушать незрячего. Придет время брать воду со стены. Будет три потока переселений: первый поток грозит хозяину святых мест, второй поток терпимо, третий поток переселения грозит перенаселением. В год змеи будут биться как змеи. В год лошади выйдут на длинную дорогу. В 90-93-х гг. будет большое удивление. В год быка примут правильное решение по восстановлению порядка. Восстановится религия, появятся новые боги, и они избавят людей от болезней и будут бороться со всякими невзгодами.

Ринчин Нима Ванчиков

Один из видных деятелей бурят-монгольского просвещения первой половины XIX в. Р-Н. Ванчиков продолжительное время учительствовал в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе, созданной в 1833 г. на средства бурятского казачества. Среди учеников Ванчикова был Доржи Банзаров. Ринчин-Нима Ванчиков по праву вошел в историю как первый переводчик надписи на "Чингисовом камне".

Алексей Бобровников (1822-1865)

Алексей Бобровников родился в 1822 г. в Иркутске. Ученый – монголовед.
Наряду с монгольским и калмыцким языками он интересовался и вопросами фольклора, народных эпических произведений монгольских народов. Он был первым исследователем калмыцкого эпоса "Джангар". Высоко оценена его работа «Грамматика монгольско-калмыцкого языка», изданная в Казани в 1849 году.

Буда Рабданов (1853-1923)

Буда Рабданов родился в 1853 г. в Уронае (ныне Могойтуйский район Читинской области). Он был учителем Гомбожапа Цыбикова в Агинской приходской школе. В 1895-1896 гг. в Чите Буда Рабданов редактировал газету "Жизнь на Восточной окраине". Эта газета являлась первой бурятской прессой, выходившей в Забайкалье и пользовавшейся определенной популярностью среди представителей бурятского общества.
Буда Рабданов знал пять языков: бурятский, монгольский, русский, китайский, тибетский. Вместе с Агваном Доржиевым он побывал в западных странах, читал лекцию в Париже о религии, нравах и обычаях монголов, китайцев и бурят.
Дневники Буды Рабданова являются ценными историческими и этнографическими источниками по быту и культуре тибетского и китайского населения Восточного Тибета.

Будажаб Будаев (1848-1932)

Будажаб Будаев родился в 1848 г. в Иволге. В 1890 г. он стал «головой» первого Харанутского рода. Отличался скромностью и справедливостью. Уделял внимание распространению грамотности среди населения. В начале XX в. Будажаб Будаев принимал активное участие в бурятском национальном движении, направленном против усиления административно-полицейской опеки царизма, выступал в защиту прав и традиций своего народа, за сохранение за ним "породных земель", против волостной реформы.
Занимался записью преданий бурят-монгольских племен и их песенного фольклор

Бурятские иконописцы

Еши-Нима Дамбийн (1875-1925)

Родился в 1875 г. в Гулуваевском сомоне Еравнинского хошуна. Рисовать, писать красками и изучать художественные принципы буддийской иконописи начал с десяти лет. До 30 лет Еши-Нима служил в Эгитуйском дацане.
Е-Н. Дамбийн создал большое количество произведений буддийского искусства. Он писал иконописные полотна, создавал скульптурные изображения божеств из глины, занимался резьбой по дереву, был барчином (резчиком деревянных матриц).

Данзан Дондоков (1895-1983)

Данзан Дондоков - известный бурятский иконописец из плеяды мастеров старшего поколения, создававших произведения буддийского искусства. Он родился в 1895 г. в улусе Загустай Селенгинского ведомства. Несколько лет находился в Монголии, в монастырях Бангын хурээ и Ундэр-Богдын хийд, где изучал трактаты по иконографии, философско-тантристские сочинения буддизма.
За свою долгую жизнь Д. Дондоков создал много произведений в иконописи и в скульптуре. Это "танки" "Рай Сухавади", "Рай Будды Майтрейи", "Древо Собрания", "Колесо Сансары", "Калачакра", "Шамбала" и др. Он также вырезал по дереву, лепил скульптуры, делал маски для Цама - всё, что было нужно для буддийских монастырей Бурятии.
В 1979 г. три работы Д. Дондокова и около 10 графических рисунков экспонировались в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО на выставке "Традиционное бурятское искусство XIX-XX веков". Они вызвали большой интерес со стороны искусствоведов, художников и посетителей выставки.


Гэлэг- Жамсо Цэбэгэй (Мархаа дооромбо) (1869-1940)

Родился в 1869 г. в Джидинском аймаке в семье Мархая Раднаева, крупного знатока монгольской литературы. В течение нескольких лет Гэлэг-Жамсо изучал философию (тантризм) в монастырях Тибета. Переводил с тибетского языка на монгольский буддийскую литературу на основании источников на санскрите и тибетском языке,
Г-Ж. Цэбэгэй готовил оригинальные сочинения - художественные и исторические труды, биографии буддийских деятелей. На монгольском языке имеется его сочинение "Повесть о Молон-тойне".
Известно, что Дооромбо-лама Г-Ж. Цэбэгэй принимал активное участие в строительстве Петербургского буддийского храма. С 1923 г. начинается "монгольский период" деятельности Гэлэг-Жамсо. Спасаясь от преследований органов НКВД, он тайком уехал в Монголию. Там он стал одним из организаторов академической науки Монголии в начале 20-х гг. Возглавлял отдел традиционной вычислительной математики и геометрии.

Николай  Амагаев  (1868-1931)

Родился в 1868 г. в улусе Нижний Наймагут Балаганского уезда Иркутской губернии в многодетной семье.
Н.И. Амагаев был видным представителем бурятской интеллигенции конца XIX - начала ХХ в., педагогом-просветителем, общественным деятелем  национального движения бурятского народа. Участвовал в съездах бурят Иркутской губернии, где обсуждались вопросы активизации национального движения, развития культуры и просвещения бурятского народа.
Николай Иннокентьевич Амагаев был противником революционных катаклизмов. В 1930 г. как представитель кулацкого сословия он был сослан в Туруханский край.

Валерий  Инкижинов (1894-1973)

Валерий Иванович Инкижинов родился в улусе Бохан нынешнего Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области. Его родители были сельскими учителями.
В 1925 г. В. Инкижинов дебютировал как кинорежиссер, поставив фильм "Расплата", рассказывающий о вреде случайных связей. В 1927 г. Инкижинов снимает кинодраму "Вор", посвященной борьбе корейцев Дальнего Востока с местными богачами и иностранными колонизаторами. Спустя три года им была снята картина "Комета". В это время он получает от Пудовкина предложение сняться в главной роли в фильме "Потомок Чингис-Хана". Фильм этот впоследствии имел огромный успех.
С 1934 года актер жил и работал во Франции. В Улан-Удэ создан республиканский общественный фонд Валерия Инкижинова.


Хоца Намсараев (1889-1959)

Хоца Намсараев родился в 1889 г. в улусе Верхняя Кижинга Кижингинского аймака. С юных лет он прослыл известным острословом, знатоком народных пословиц и поговорок. Особое место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы, в которых отражена современная жизнь народа.
В середине 30-х гг. X. Намсараев создает повесть "Цыремпил", явившуюся существенным вкладом в становление эпического жанра в бурятской литературе, показавшую процесс пробуждения общественного и политического самосознания. Особое место в его прозе занимают рассказы, составившие сборник "Так было" (1936). Значение рассказов X. Намсараева не только в идейной направленности, но и в большой мере в их неповторимом художественном своеобразии. Это произведения зрелой письменной литературы, поднятой на высоту подлинной народности.


Цыренжаб Сампилов (1893-1953)
 
Цыренжаб Сампилович Сампилов по праву считается основоположником изобразительного искусства Бурятии советского времени. Он родился в улусе Домно Еравнинского аймака. Первая выставка его произведений состоялась в 1919 г. в Чите. В местных газетах были опубликованы отзывы о картинах бурятского художника - самоучки. В 1925 г. по приглашению председателя реввоенсовета МНР Э-Д. Ринчино и при согласии Бурсовнаркома, он выехал в распоряже¬ние Военного управления Монгольской народной армии.
Два года, проведенные в Монголии, очень примечательны в жизни художника. Он рисовал агитационные плакаты и лозунги, узоры для денежных знаков, а также графические серии в технике перового рисунка тушью или чернилами, запечатлевшие сцены из жизни и быта аратов-скотоводов. Рисунки свидетельствуют об исключительной  наблюдательности художника, умении подметить и тонко зафиксировать увиденное. Таков, например, рисунок, в котором семь монголов по-разному сидят верхом на лошадях.
Сампилов был не только знатоком народного быта и творчества, не только собирал образцы традиционных бурятских узоров, но и успешно их варьировал, обогащал новыми элементами. Творческое наследие Ц.С. Сампилова огромно и ждет еще своего исследователя.


Гомбожап Цыдынжапов (1905 - 1980)

Среди славного поколения энтузиастов 20-30-х гг., заложивших основы современной культуры в Бурятии, есть и имя народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Гомбожапа Цыдынжаповича Цыдынжапова.
Осенью 1931 г. Цыдынжапов был принят на режиссерско-педагогический факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС). Педагоги заметили инициативного, энергичного студента из Бурятии, оценили его организаторские способности, умение работать с людьми.
После окончания вуза он создал большую хореографическую программу, куда вошли шесть коллективных танцев, один парный ("Танец охотников"), танцевальная пантомима с пением, декламацией и танцевальная пантомима с хором "Постройка юрты". Программа имела большой успех, стала событием в культурной жизни республики, вызвала большой резонанс. По существу, это был первый выход бурятского народного танца на большую театральную сцену, первый шаг к рождению национального балета.
Большая организаторская работа Цыдынжапова в деле успешного развития музыкального театра Бурятии отмечается в 1949 г. Государственной премией СССР. Большую творческую и организаторскую деятельность в театре Гомбожап Цыдынжапович сочетает с общественными делами: все эти годы он являлся депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета Бурятской АССР.


Николай  Болдонов (1833-1899)

Николай Семенович Болдонов является одним из видных бурятских просветителей середины XIX в., автором первого бурятского букваря, замечательным народным учителем. Он  родился в 1833 г. в улусе Закулей Балаганского уезда. В 1854 г. он поступает в Иркутскую духовную семинарию. Блестяще закончив ее, Н. С. Болдонов был назначен преподавателем духовного училища в городе Иркутске. Здесь он преподавал монгольский язык.
Архиепископ Иркутский настойчиво склонял молодого и способного бурята принять сан свя¬щенника, пророча ему миссионерскую деятельность. По его мнению, Н. С. Болдонов как бурят, в качестве миссионера был бы бесценным в распространении христианства среди бурят. Однако Болдонова не прельщала такая духовная карьера, он не поддался соблазну хорошо и безбед¬но устроить свою жизнь, став попом-миссионером.
Он настойчиво добивается перевода в улусную школу. Наконец, его желание сбылось. В 1864 г. Н. С. Болдонов был определен учителем вновь открытого Балаганского инородческого училища. Он принимает участие в составлении русско-бурятского словаря, включающего более 6000 слов.
В 1865 г. в Санкт-Петербурге был издан “Русско-бурятский букварь”, составленный Н. С. Болдоновым на наречии северо-байкальских бурят, т. е. иркутских. Букварь был подготовлен им по заданию “Комитета по учреждению школ в бурятских улусах».
Иркутское высшее духовенство не теряло надежды вер¬нуть Н. С. Болдонова в семинарию, а затем использовать его на поприще миссионерской деятельности. С этой целью оно снова попыталось соблазнить Болдонова материальными выгодами и перспективами блестящей карьеры, но он остался верен делу просвещения народа, до конца жизни находясь в тесной связи с ним.


Галсан –Жимба (Эрдэни) Дылгыров (1816- )

Галсан-Жимба Дылгыров родился в 1816 г. в улусе Судунтуй Агинского ведомства Забайкальской области. В семилетнем возрасте Эрдэни поступил в дацанскую школу, стал хувараком. Здесь он получил соответствующее образование, изучил монгольский и тибетский языки. Первым сочинением, которое Эрдэни перевел с тибетского языка на монгольскую письменность, было произведение (“Область предсказаний “Халцедоновая шкатулка”).
В 50-70-х гг. XIX в. Галсан-Жимба Дылгыров опубликовал значительное число сочинений буддийской литературы. В основном это были переводы и комментарии к ним. Из огромного количества литературы на монгольском и тибетском языках Г-Ж. Дылгыров выбирает наиболее популярные сочинения, прежде всего представляющие интерес для мирян. Его переводы и комментарии пользовались огромным успехом среди бурятского населения.
Как религиозный деятель, Г-Ж. Дылгыров занимался пропагандой буддийского учения, распространением религиозной литературы. Не жалел личных средств для приобретения особо ценных и редких книг. Имеются данные о том, что в 1857 г.  Г-Ж. Дылгыров организовал продажу 20 верблюдов для покупки “Ганджура” в Пекине и доставки его ста восьми томов в Цугольский дацан.
Монгольский ученый Д. Цэрэнсодном пишет, что Г-Ж. Дылгыров в 1853 г. написал “Правила желтой религии, состоящие из 61 параграфа”, перевел в 1865 г. на монгольский язык намтар (биографию) основателя школы Гэлуг-па Цзонхавы (1357-1419). В разножанровой литературе народов Центральной Азии огромной популярно¬стью пользовался жанр биографии. Этот жанр предполагал наличие как исторических фактов жизни вполне реальных людей, так и допускал возможность включения легендарных, сказочных сюжетов в жизнеописание тех или иных религиозных деятелей. Г-Ж. Дылгыров занимался популяризацией намтаров среди мирян, тем самым способствовал формированию у бурят представлений о художественной литературе.


Галсан –Жимба Тугулдуров (1808 -)

Г-Ж. Тугулдуров относится к тем бурятским деятелям, ко¬торые получили восточное, или буддийское образование и создавали свои труды на монгольском и тибетском языках. Г-Ж. Тугулдуров происходил из агинских бурят хуацайского рода. В 1858 г. он занял трон ширетуя Агинского дацана. В 1867 г. Г-Ж. Тугулдуров, ставший ученым в пяти науках, сочинил книгу «Основы астрономии», перевел с тибетского на монгольский язык много различных книг философского и художественного содержания. Важнейшей его работой являлся тибетско-монгольский словарь “Светильник, разъясняющий значение слов грамматики”.
Этот словарь был одним из первых в Бурятии тибетско-монгольских словарей. Известно, что в лексике бурятского языка имеется значительное количество слов тибетского происхождения, претерпевших некоторые фонетические и семантические изменения. Описываемый труд Г-Ж. Тугулдурова содержит 20 тыс. слов-гнезд, наиболее употребительных слов, терминов и словосочетаний.
Необходимо подчеркнуть, что издание работ Галсан-Жимбы Тугулдурова, крупного бурятского деятеля - ученого середины XIX в., (прежде всего тибетско-монгольского словаря) будет иметь важное научное и практическое значение.


Галсан Гомбоев (1818-1863)

Галсан Гомбоев был современником и наставником первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Он родился в 1818 г. в Селенгинске. Светского образования не имел. Происходил он из казачьих детей 5-й сотни Атаганова полка. В 1829 г. был посвящен в хувараки (ученик ламы) и в течение последующих 12 лет дослужился до гецула, умел читать и писать по-монгольски и по-тибетски, знал и русскую грамоту.
По просьбе ректора Казанского университета Лобачевского был командирован в Казань, где в течение 14 лет принимал активное участие в учебной работе 1-й Казанской гимназии, Казанского университета и Казанской духовной академии. После его переводят в Петербург, где он свою большую учебно-педагогическую работу удачно сочетает с научно-исследовательской. Он был избран членом-корреспондентом восточного отделения императорского археологического общества. Именно в трудах восточного отделения археологического общества были опубликованы основные работы Галсана Гомбоева, которые принесли ему известность в научном мире. В его трудах рассматривались вопросы истории, филологии, религии и этнографии  монголоязычных народов.
В 1857 г. Г. Гомбоев как крупный знаток жизни и быта монгольских народов написал работу “О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини”. Он также работает над монгольской летописью “Алтан Тобчи”. В 1858 г. им был опубликован текст и полный ее перевод.
Другая работа Гомбоева - “Шидди-Кур” - представляет собрание монгольских сказок. Этот перевод был сделан Гомбоевым по поручению отделения Русского географического общества в 1862 г. Особо следует отметить его интерес к фольклору, загадкам, пословицам, сказкам, эпическим сказаниям - устному народному творчеству монгольских народов. Своими научными трудами Галсан Гомбоев оставил заметный след в отечественном монголоведении.


Ринчен Номтоев (1821-1907)

Ринчен Номтоев известный бурятский филолог-монголист, писатель, переводчик, Ринчен Номтоев родился в 1821 г. в селе Эрхирик Заиграевского аймака Республики Бурятия.
В 1857 г. был назначен настоятелем Тугну-Галтаевского дацана. Неся службу в этой должности, Р. Номтоев в 1859 г. организовывает при дацане приходское училище, выдержав аттестацию на право быть учителем. В 1889 г. Ринчен Номтоев был принят в действительные члены Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.
Ринчен Номтоев написал лингвистические работы по монгольскому, а также тибетскому и русскому языкам. Его работы по монгольскому языку имеют теоретическую и практическую направленность. Работы же в области тибетского и русского языков в основном преследуют практическую цель. Они обращены к бурятам, знающим монгольскую письменность и которые хотят овладеть еще тибетским и русским языками.
Р. Номтоеву принадлежат “Самоучитель”; русско-монгольский словарь, составленный им, содержит около 7000 слов и выражений, расположенных по алфавиту. Также ему принадлежат крупные переводы сочи¬нений тибетских авторов и обширные комментарии к ним.
Благодаря переводам Р. Номтоева, буряты познакомились с произведениями Нагарджуны, Гунга-Чжалсана, Бодоба, с индийскими и тибетскими сказками, легендами и баснями.


Доржи Банзаров (1822-1855)

Доржи Банзаров родился в 1822 г. в бурятском улусе Ичетуй Забайкальской области, ныне Джидинского аймака Республики Бурятия. В 1833 году поступил в Троицкосавскую войсковую русско-монгольскую школу. Он учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и через три года отлично окончил курс школы.
В 1842 г. он поступил на восточное отделение философского факультета Казанского университета. В то время этот университет был одним из крупных научных центров России. В стенах Казанского университета в тесном общении с передовыми людьми, под влиянием русской революционно-демократической мысли, формировались мировоззрение и научные взгляды Доржи Банзарова. В университете он получил основательную подготовку в области гуманитарных наук, изучал восточные (монгольский, маньчжурский, тюркский и санскрит) и западноевропейские языки. Знание различных языков открывало ему доступ к многочисленным источникам. В университете он обнаружил блестящие способности к научной работе.
Основной работой Доржи Банзарова является “Черная вера, или шаманство у монголов”. Это сочинение написано на основе тщательного изучения памятников монгольской пись¬менности и кропотливого собирания сведений о шаманстве в многочисленных изданиях.
До Банзарова одни исследователи считали, что шаманство - “одного начала” с брахманизмом и буддизмом, другие указывали на то, что шаманство имеет нечто общее с учением китайского философа Лао Цзы, третьи сближали шаманство с зороастровой религией. Молодой исследователь категорически опроверг все эти мнения как неправильные и доказал, что шаманство возникло независимо от этих религиозных систем.
Значительный вклад внес Банзаров в изучение восточных эпиграфических памятников. “Чингисов камень” - один из первых памятников монгольской письменности и эпистолярной литературы, который был им исследован. Некоторые работы Банзарова посвящены вопросам происхождения народов и их названий. К числу таких относятся статьи “О происхождении монголов”, “Об ойратах и уйгурах”.
Д. Банзаров много работал над переводом восточных источников, занимался рецензированием и критическим анализом научных трудов петербургских и казанских монголоведов. Он был широко образованным человеком своего времени. Кроме русского и монгольского языков, он хорошо знал маньчжурский, был знаком с тюркскими языками, свободно читал на немецком, французском, английском и латинском языках.


Доржи –Жигмид Данжинов(  -1899)

Об этом популярном в свое время авторе, который писал на старомонгольском языке, известно немногое. С 1876 г. он занимал должность ширетуя Агинского дацана, был наставником первого бурятского хубилгана (перерожденца великого ламы) Сумаева, который считался пятым воплощением Долоннорского Ганжирзы-гэгэна. За большие заслуги в издательской, переводческой и административной деятельности, Данжинов после смерти был причислен к лику святых и объявлен Бодхисаттвой (Просветленным Существом).
Сборники дидактических произведений Д. Данжинова посвящены задаче пропаганды религиозной морали: он раздельно излагает “религиозные” и “мирские” законы. Если первые представляют популярное изложение этики ламаизма, то вторые являются попыткой внедрить религиозную идеологию в массовое сознание, придать бытовой морали религиозную ориентацию, а также повлиять на ценностные установки в личной и общественной жизни. Основные устои гражданской морали верующих заключены в подчинении старшим в обществе, которых Данжинов разделяет на “старших по образованию” - лам, “старших по положению” - родовая знать и нойонство, “старших по возрасту” - старейшины.
Как писатель, Д. Данжинов не известен широкой читательской публике. Между тем его про¬изведения являются богатым источником, в котором быт, нравы, политические и социальные настроения забайкальского бурятского общества описаны пером высокообразованного носителя и знатока традиционной культуры, одаренного литератора и видного политического деятеля того времени.


Петр Бадмаев (1842-1920)

Петр (Жамсаран) Александрович Бадмаев родился в улу¬се Табтанай Агинской степной думы. В 1871 г. Петр Бадмаев поступил на восточный факультет Петербургского университета, а в 1875 г. окончил его с отличием. Одновре¬менно он был зачислен вольнослушателем в Медико-хирур¬гическую академию.
В 1875 г. П. Бадмаев был принят на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. Некоторое время он преподавал монгольский язык в университете. Деятельность П. Бадмаева в этом министерстве была тесно связана с внешней политикой России на Дальнем Во¬стоке. Он побывал в Монголии, Китае и Тибете. П. Бадмаев предлагал усилить экономические связи, това¬рообмен с монголами, поставлять им вооружение, вести в ши¬роких масштабах пропаганду по восхвалению “белого царя”, могущества России. И таким образом настроить местное на¬селение против цинского господства.
П. А. Бадмаев решительно поддерживал своих сородичей в их борьбе за сохранение за ними “породных земель”. В на¬чале XX в. забайкальская администрация пыталась заста¬вить бурят “прекратить кочевой образ жизни и переходить к оседлому занятию земледелием”. П. А. Бадмаев вместе с бурятскими нойонами ходатайствовал перед государем о приостановлении земельной и административной реформ в Забайкалье. Бурят оставили в покое и дали им жить, как они хотели.
Последнее десятилетие своей жизни П. А. Бадмаев посвя¬тил тибетской медицине. Он перевел с тибетского языка на русский главный трактат тибет¬ской медицины “Чжуд-ши”. Врачебная практика П. А. Бадмаева в Петербурге по тибетской меди¬цине пользовалась большой популярностью. У него лечились представители российской интеллигенции, министры и придворные сановни¬ки.


Агван Доржиев (1853-1938)

Агван Доржиев родился в 1853 г. в урочище Хара-Шибирь Хоринcкой степной думы (ныне Заиграевского аймака Республики Бурятия). До 18 лет жил на родине, служил писарем в канцелярии степной думы, обзавелся семьей и был преуспевающим мирским чиновником. Но вскоре его жизнь круто изменилась. В восемнадцать лет Агван принимает решение всецело посвя¬тить себя духовной деятельности и отправляется в Тибет на учебу в знаменитый Гоман дацан при монастыре Брайбун.
Получив звание Лхарамбы (профессора богословия) Агван Доржиев становится советником Далай-Ламы – ХIII. Позже он стал его личным представителем в России.
В 1909-1915 гг. Агван Доржиев строит буддийский храм в столице российской империи, который действует и в настоящее время.
После Октябрьской революции Агван Доржиев и другие организаторы «обновленческого движения» в буддизме выступали против участившихся нарушений Закона о свободе со¬вести в СССР, защищали права и интересы верующих. Агван Доржиев является видным деятелем национального движения бурят-монгольского народа. Принимал активное участие в деятельности возникшего в Петрограде бурятско-калмыцкого комитета, объявившего себя “Центральным органом по делам государственного строительства Бурят-Монголии и Калмыкии”. Комитет провозглашал своей целью создание на местах национальных органов власти.
А. Доржиев является искренним патриотом своего народа и веры, которому он посвятил всю свою жизнь.

Эрдэни-Хайбзун Галшиев (1855-1915)

К выдающимся памятникам дореволюционной бурятской литературы относится сочинение “Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам”. Жить двумя за¬конами - означает соблюдать два ро¬да нравственных закона - мирской и духовный.
Автор “Зерцала мудрости” - Эрдэни-Хайбзун Галшиев, родом из хоринских степей Бурятии. Юношей он пешком ушел в Тибет, где десять лет изучал Учение Будды. Получив звание «Дооромбо», он вернулся домой, чтобы помогать людям.
Распространен рассказ о том, как на обратном пути из Лхасы,   Э-Х. Галшиев вызвал на диспут ученых лам монасты¬ря Лавран. И этот “обмен мнениями” продолжался в тече¬ние трех дней. В конце концов, настоятель монастыря заявил, что “нам не победить его, так как он не только отлично выучил тексты и знает догматы, но и обладает при¬родной мудростью”.
Сохранилось много рассказов о той скромной жизни, которую вел Э-Х. Галшиев в Кодунском да¬цане. Жил он в маленьком домике, не обставлен¬ном дорогими вещами и утварью, даже божница была небольшой. Вместе с тем, это был человек и монах необыкновенной силы. Он обладал сверхъестественными способностями: предсказывал будущее, мог летать и растворять свое тело в воздухе. Но эти способности не демонстрировал людям, считая, что духовные заслуги намного выше тантрических упражнений. Э-Х. Галшиев строго соблюдал образ жизни цанитских лам, которые были всецело заняты изучением догматики и теории буддизма.
На основании подчеркнуто скромной жизни Э-Х. Галшиева можно сказать, что подобным образом он выражал свое человеколюбие, мысль о равенстве людей, независимо от их имущественных и должностных рангов. Это он неоднократно подчеркивает в своих сочинениях.
 

Матвей  Хангалов (1858-1918)

Из исследователей-бурятоведов, внесших значительный вклад в развитие дореволюционного бурятоведения и монголоведения, в первую очередь следует назвать Матвея Николаевича Хангалова, собирателя бурят-монгольского фолькло¬ра, автора многих фольклорных и этнографических работ. Он родился в улусе Закулей Унгинского ведомства Иркутской губернии. Начальное образование получил в Балаганском инородческом училище, продолжил образование в Иркутской учительской семинарии. Уже в семинарии Хангалов проявил интерес к фольклору и этнографии своего народа. После окончания семинарии учительствовал в Бильчирском училище. Работу сельского учителя соче¬тал с многогранной деятельностью краеведа-собирателя и исследователя.
Первой заметной работой М. Н. Хангалова была статья “Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии”, опубликованная в 1888 г. в “Известиях” Восточно-Сибирского отдела Русского географи¬ческого общества. За заслуги по сбору и публикации бурятских фольклор¬ных и этнографических материалов, М. Н. Хангалов был при¬нят в члены Русского географического общества. Имя его, как собирателя бурятского фольклора, становится известным в научном мире.
Учитель М. Н. Хангалов активно выступал за просвещение народа, за развитие школьного дела. И по этим проблемам писал статьи и обращения в соответствующие директив¬ные органы власти. Начав педагогическую деятельность в 1876 г., М. Н. Хангалов не прерывал ее до конца своей жизни, совмещая будничную работу в школе с глубокими научными изысканиями. Он в числе немногих бурят-интеллигентов посвятил свои лучшие годы подвижническому труду по просвещению своего народа.

Гомбожаб  Цыбиков

В 1884 г. в Чите была открыта гимназия на средства агинских бурят. И при первом же наборе в гимназии оказался Гомбожаб Цыбиков. По ее окончанию, в 1893 году, Г. Ц. Цыбиков поступил на медицинский факультет Томского универ¬ситета. Вскоре он оставил здесь учебу и начал заниматься изучением монгольского и ти¬бетского языков, быта и культов монголов, жизни ламаистского духовенства.
В 1895 г. Цыбиков поступает на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Петербургского университета. Ему назначается стипендия из¬вестного деятеля того периода, специалиста тибетской медицины П. Бадмаева. Впоследствии, из-за отказа Г. Цыбикова принять православие, Бадмаев лишает его своей стипендии.
После окончания университета, Гомбожаб Цыбиков получает лестное предложение от руководства родного факультета и Русского географического общества отправиться самостоятельно в Тибет.
Его путешествие, длившееся с 25 ноября 1899 г. до 27 апреля 1902 г., принесло поразительные результаты. Научный подвиг ученого-путешественника был отмечен высшей наградой Русского географического общест¬ва - премией имени Н.М. Пржевальского: была отлита спе¬циальная золотая медаль “За блестящие результаты путе¬шествия в Лхасу”. Его книга об итогах путешествия “Буддист-паломник у святынь Тибета” была издана в первые годы Советской власти.
Гомбожаб Цыбикович Цыбиков становится в ряды известных русских востоковедов. С 1902 г. он работает лекто¬ром Восточного института во Владивостоке, а с 1906 г. исполняет в этом учебном заведении должность профессора монгольской словесности.
Из Владивостока Г. Ц. Цыбиков совершил четыре путешествия в соседние китайские и монгольские области для сбора памятников письменности, приобретения ксилографов, рукописей, книг на восточных языках и изучения жизни на¬селения Монголии и Китая.
В числе филологических работ Г. Ц. Цыбикова также имеются такие фундаментальные труды, созданные им после Ок¬тябрьской революции, как “Грамматика бурят-монгольского письменного языка” и “Монгольская письменность как ору¬дие национальной культуры”.
Г. Ц. Цыбиков был монголоведом широкого профиля, он осуществил научный перевод религиозно-философского сочинения Цзонхавы “Ламрим чэнпо” на монгольский язык, являлся одним из создателей Бурятского уче¬ного комитета, работал в 1924 - 1928 гг. его ученым секре¬тарем, в 1928-1930 гг. - профессором Иркутского универ¬ситета.
Судьба Г. Ц. Цыбикова как ученого примечательна тем, что он, будучи представителем бурят-монгольского народа, благодаря выдающимся личным способностям и покровительству пере¬довых ученых, получил блестящее востоковедное образование, а затем своими талантливыми трудами занял почетное место в ряду самых знаменитых исследователей народов Центральной Азии.

Раднажаб Бимбаев (1874-1921)

Раднажаб Бимбаев, по словам его сына, академика Монголии Ринчена Бимбаева, родился в 1871 г., вблизи речки Бура в районе города Троицкосавска (Кяхта). После окончания Субукто-Харьятской русско-бурятской начальной школы он поступил в четырехклассное Троицкосавское городское училище, которое окончил с похвальным листом. Затем в течение пяти лет обучался в Ургинской школе переводчиков и толмачей, открытой в 1865 г.
По окончании школы Бимбаев был включен в состав научно-исследовательской экспедиции доктора Д. Заболотного, направленной в Восточную Монголию. С 1899 по 1915 годы Р. Бимбаев служил старшим переводчиком в Кяхтинском пограничном комиссариате. В 1913 г. Р. Бимбаев издал “Русско-монгольский словарь разговорного языка халхаского наречия”, который содержал 15 тыс. слов. А в 1916 г. в Иркутске был издан “Монголо-русский словарь” (8 тыс. слов), снабженный правилами грамматики и правописания.
Р. Бимбаев подчеркивал важность знаний. Сохранилось его обращение, в котором говорилось: “Дорогие друзья! Неграмотному человеку жить будет в дальнейшем трудно. Родители! Не копите для детей богатства. Его можно легко истратить. Зато человек, познавший науку, словно обрел драгоценность, и все его желания будут выполнены. Один грамотный человек стоит десяти неграмотных. Первое богат¬ство - наука, среднее богатство - дети и последнее богатство - скот. Украшай себя знаниями, но не красивым одея¬нием. Если родители не обучают детей с малых лет, то они совершают большую ошибку”.

Бато –Далай Очиров (1875-1913)

Бато-Далай Очиров родился в 1875 г. в одном из дальних улусов Агинской степи. В начале XX в. Б-Д. Очиров стоял во главе волостного управления агинских бурят в качестве старшины. Он реши¬тельно выступает против политики правительства, ликвидировавшего Степные думы, требует восстановления их в Бурят-Монголии. В декабре 1905 г. Очиров в составе бурятской делегации выезжает в Петербург, стремясь добиться восстановления Степных дум и права избрания от бурятского населения депутата в Государственную думу.
Весной 1907 г. Б-Д. Очиров снова едет в Петер¬бург, но уже в качестве первого бурята-парламентария, чле¬на II Государственной думы. К обязанностям члена Го¬сударственной думы он относился очень серьезно. Чтобы быть на высоте народного представителя, энергично принимается за самообразование, активно участвует в заседаниях парламента, поднимая насущные проблемы народной жизни. В 1908 г. Бато-Далай Очиров открывает в центре агинских степей первое, не только среди бурят, но и во всем Забайкалье, кредитное товарищество. Оборотный капитал това¬рищества на второй год существования переваливает за 100 тыс. рублей. Товарищество доставляет из Шанхая и Ханькоу чай, сразу снижая наполовину его цену на местном рынке, из Центральной России завозит сельскохозяйственные орудия, а из Западной Сибири - хлеб.
Как национальный деятель Б-Д. Очиров активно выступал за широкое развитие культуры и просвещения среди бурят, за сохранение и  приумножение традиционных обычаев и обрядов, за мирные взаимоотношения бурят и русских. Авторитет его был высок не только у бурят, но и русского населения. Примером может послужить избрание Очирова председателем съезда русских крестьян и бурят в Чите в 1911 г., на котором обсуждался вопрос о земских податях и повинностях.

Базар  Барадин (1878-1938)

Базар Барадин родился в 1878 г. в Агинском аймаке, в семье, где он  был старшим из одиннадцати детей. В конце в 1895 г. он выехал в Санкт-Петербург и поступил в гимназию. В 1900 г. побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Франции, сопровождая богатого бурятского купца в качестве переводчика. В 1901 г. Базар Барадин поступает на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре он переходит на санскритское отделение факультета восточных языков и обучается под непосредственным руководством академика С. Ф. Ольденбурга и профессора Ф. И. Щербатского.
 Базар Барадин еще студентом включился в общественно-политическую деятельность, принимал участие в национальном движении бурятского народа, выступая за предоставление бурятам национального самоуправления, развитие самобытной бурятской культуры. Он являлся одним из энтузиастов «обновленческого» движения в буддизме, ставившего задачу синтезировать философско-психологические и этические учения буддизма с теорией социализма и тесно увязать их с достижениями европейской культуры.
Когда в 1923 г. образовалась Бурят-Монгольская АССР,  Б. Барадин стал первым наркомом просвещения республики, а в 1925 г. - первым Председателем Бурят-Монгольского ученого комитета.
Питомец Санкт-Петербургского университета профессор Б. Барадин, знаток тибетского и монгольского языков, сан¬скрита и ряда европейских языков, работавший в этом университете лектором восточных языков, преданно служил делу и интересам родного народа. Он активно занимался его просвещением и культурой, стал крупным писателем, организатором науки и ученым-исследователем.

Михаил Богданов (1878-1920)

Михаил Николаевич Богданов является выдающимся представителем дореволюционной бурятской интеллигенции, ученым, общественным деятелем и публицистом. В 1898 г. он окончил Казанский учительский институт. Незаурядные способности, жажда знаний и стремление получить всестороннюю подготовку привели его в Томский, а позже в Петербургский, Берлинский и Цюрихский университеты.  После февральской революции 1917 г. М. Богданов - председатель Временного организационного комитета, председатель Забайкальского областного комитета общественных организаций, председатель областного комитета общественной безопасности, председатель Бурятского национального комитета, депутат Всероссийского Учредительного собрания.
М. Н. Богданов является основоположником исторического бурятоведения, автором около 50 научных трудов, многочисленных журнально-газетных работ публицистического плана. Он первым из ученых попытался составить научную историю Бурятии, о чем свиде¬тельствуют его работы о прошлом бурятского народа, о тесных этнических, культурных и политических связях с монголами, о характере и историческом значении присоединения Бурятии к России, о влиянии русского народа на бурят. Основные положения и выводы ученого представляли шаг вперед в общественной мысли того времени и не утратили своего значения и поныне.

Цокто Бадмажапов (1879-1937)

Цокто Бадмажапов родился в 1879 г. в казачьей станице Шарагол Кяхтинского аймака. В 1898 г. Руссское географическое общество пригласило его в состав экспедиции П. К. Козлова. В 1910 г. Ц. Бадмажапов поступил на службу переводчиком монгольского языка в Управление Забайкальского военного губернатора в Чите. В 1913 г. в составе монгольской делегации, возглавляемой премьер-министром Сайн-ноен-ханом Намнан-Сурэном, Ц. Бадмажапов выезжал в Санкт-Петербург и участвовал в переговорах с российскими министрами в качестве переводчика.
В 1914 г. Цокто Бадмажапов работал переводчиком финансового советника правительства Богдо-Гэгэна  Монгольского государства.
После победы народно-демократической революции в Монголии Ц. Бадмажапов был приглашен советником в Министерство юстиции. В 1923-1924 гг. участвовал в деятельности Ургинской экспортно-продуктовой компании. В 1925-1931 гг. работал на различных должностях в правительственных учреждениях, кооперативных и строительных организациях Монголии. Был членом правления Монголтранса, переводчиком-советником в Министерстве здравоохранения, председателем Монголстроя. Факты свидетельствуют о том, что Ц. Бадмажапов имел широкие связи с руководящими монгольскими кадрами и представителями торгово-экономических и строительных организаций, пользовался большим авторитетом в этой стране.

Цыбен Жамцарано (1881-1942)

Цыбен Жамцарано родился в 1881 г. в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Начальное образование получил в Читинском трехклассном училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге, в гимназии, осно¬ванной П. Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден оставить гимназию. В 1898 г. Цыбен поступил в Иркутскую учительскую семинарию, которую окончил в июне 1901 г. После он поступает в Петербургский университет.
Начиная с 1905 г. статьи, научные сообщения и доклады Цыбена Жамцарано, отчеты о командировках-экспедициях, а также тексты собранных фольклорных материалов довольно широко публикуются в разных изданиях. В 1911 году он был назначен советником Российского консульства в Урге, одновременно исполнял обязанности советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо-гэгэна.
Цыбен Жамцарано успешно выступал в качестве автора научно-популярных книг. Им были написаны и изданы в Монголии книги о строении Вселенной, происхождении жиз¬ни на Земле и т. д. Ц. Жамцарано подчеркивал позитивную роль буддизма в национальной консолидации бурят-монголов. Он верил в возрождение былого единства монгольских народов, подчеркивал роль языка, письменности и культуры в их консолидации.
После победы народно-демократической революции в Монголии Ц. Жамцарано входил в руководящий состав монгольского правительства и народной партии. Работал товарищем (заместителем) министра внутренних дел, членом Экономсовета, Совета Госбанка, ученым секретарем Комитета наук Монголии, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП.
С 1932 по 1937 г. Цыбен Жамцарано работал в Институте востоковедения АН СССР в Ленинграде. В эти годы он проявил себя как крупный ученый-исследователь. Признавая заслуги ученого, Президиум Академии наук СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук. Цыбен Жамцарано является первым бурятским доктором наук и профессором,  членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Элбэк-Доржи Ринчино (1888-1938)

Элбэк-Доржи Ринчино родился в 1888 г. в улусе Харгана Баргузинской степной думы Баргузинского уезда. Первоначальное образование получил в Улюнской приходской школе. В 1907 г. уехал в Томск и поступил на общеобразовательные курсы Технологического института.
В 1915-1916 гг. участвовал в экономико-статистической экспедиции по обследованию Монголии. В марте 1917 г. был учрежден Временный Бурятский национальный комитет, секретарем которого был избран Ринчино. Бурнацком выступал за соз¬дание бурятских аймаков, учреждение земского управления, развитие светского образования и культуры. В октябре 1917 г. в Верхнеудинске заседал общебурятский съезд, на ко¬тором был образован Центральный Бурнацком во главе с Э-Д. Ринчино. Бурнацком считал, что должно быть образовано правительство, состоящее из представителей всех социали¬стических партий, а не только большевистской.
В 1920 г. он был назначен председателем Азиатского бюро Сибирской миссии по иностранным делам РСФСР. Э-Д. Ринчино активно выступал за создание единой автономии для всего бурят-монгольского народа в составе РСФСР, ре¬шительно отвергая попытки расколоть бурят, раздробить тер¬ритории их проживания. На имя В. И. Ленина написал две докладные, был у него на приеме.
В 1921-1924 гг. Э-Д. Ринчино был членом Реввоенсовета, затем председателем Реввоенсовета Монгольской народно-революционной армии. С 1922 г. - член Цен¬трального комитета Монгольской народной партии.
Элбэк-Доржи Ринчинович Ринчино является автором многочисленных опубликованных работ, в частности, по проблемам революционного движения на Востоке, политического, экономического и культурного развития стран этого региона. Им бы¬ли переведены на монгольский язык учебные пособия по политэкономии, географии и художественные произведения.

Вандан Юмсунов (1823 - )

Вандан Юмсунов является автором знаменитой летописи «История происхождения одиннадцати хоринских родов» (1875 г.). Родился  он в 1823 г. в Aгинске. Когда семья переехала в Кижингу, Вандан поступил в школу, открытую английскими миссио¬нерами, где преподавались арифметика, алгебра, геометрия, латынь, английский, старомонгольский и тибетский языки. Учился блестяще и окончил школу с отличием. После окончания школы был принят на работу в канцелярию Хоринской степной думы в качестве писаря.
Вскоре родичи избрали Вандана родовым «головою», шуленгой. В этих должностях он работал продолжительное время и пользовался большим авторитетом среди  населения.
Его перу принадлежат также труды по поездке хоринцев к Петру Первому, о династии Романовых, несколько исторических очерков. Летопись Вандана Юмсунова “История происхождения одиннадцати хоринских родов” написана на основе многочисленных источников, на летописных работах и архивных документах. Это самая крупная бурятская летопись, написанная прекрасным литературным языком. Данная работа впервые опубликована в 1935 г. на старомонгольском языке, в 1940 г. ее издали на русском языке.